Кругобайкальская железная дорога: достопримечательности и станции

Для любителей природы и архитектуры Кругобайкальская железная дорога – это наслаждение, где открывается величие Байкала в разнообразии его пейзажей, а сама экскурсия проходит по функционирующему памятнику инженерного искусства. Путь через красоту и историю занимает более 100 километров.

Цена и как добраться

Гостям предлагается два вида экскурсий вдоль КБЖД – на поезде и на теплоходе. Осмотр памятника архитектуры с воды доступен лишь в летнее время, стоимость одного билета составляет 2400 рублей: в него входит проезд, рассказ гида и ланч-бокс. По самой железной дороге организуется несколько типов экскурсий. Цены зависят от сезона и класса обслуживания.

Кругобайкальская железная дорога, цена билета (сентябрь и октябрь): взрослый – 5200 рублей, детский – 3200 (до 12 лет) и 350 (до 5 лет, без места). Кроме путешествия с экскурсоводом на поезде в стоимость включены водная переправа, переезды на автобусе. Билеты на Кругобайкальскую железную дорогу покупаются через официальный сайт или по телефону оператора.

Организованные туры стартуют из Иркутска – от вокзала или драматического театра. Кругобайкальская железная дорога, расписание которой зависит не только от туроператоров, ждёт и одиночных путников: пригородный поезд «Матаня» курсирует между станциями порт Байкал и Слюдянка, куда можно добраться из Иркутска на электричке.

Достопримечательности Кругобайкальской железной дороги

Кругобайкальская железная дорога, экскурсия по которой занимает около 12 часов, сохранила множество памятников архитектуры и следов легендарного строительства. Кроме того, на пути будут встречаться заповедные природные уголки, которые поразят любого путешественника с первого взгляда.

Порт Байкал

Уютный посёлок, с которого начинается путь по Кругобайкальской железной дороге, расположен в устье Ангары. После строительства плотины Порт Байкал был отрезан от мира и практически опустил, но интерес туристов оживил этот тихий уголок. Кроме железнодорожной станции в посёлке находятся причал и маяк. Сегодня это идеальное место для тех, кто хочет отдохнуть от суеты на байкальском побережье.

Редкостный историко-природный заповедник «Золотая пряжка в стальном поясе России»

Такое необычное название получила сама железная дорога, пролегающая вдоль озера. Её строительство началось во второй половине XIX века, и на протяжении десятилетий на создание объекта ушло огромное количество сил и финансов. Но не только поэтому её прозвали «золотой»: КБЖД по праву является самой живописной в России. До 1949 года она была частью Транссибирской магистрали, по которой ходили пассажирские и грузовые составы. С появлением Иркутского водохранилища ветвь стала тупиковой, зато приобрела большое значение для истории региона и развития туризма.

Железобетонный мост над рекой Большая Половинная и река Большая Половинная

С 1902 по 1905 на Кругобайкалке шло строительство первого пути, в том числе на участке через реку Половинную. Больше века два берега соединяет железный мост с «ездой по низу» длиной 60 метров. Однако туристический поезд идёт не по старинному сооружению, а по соседнему виадуку, который был выстроен на второй очереди железной дороги. Сама река Половинная – одно из привлекательных мест для путешественников. Кстати, своё название она получила благодаря тому, что водоём находится ровно посередине пути от станции Байкал к Култуку.

 

Каменный виадук над рекой Большая Крутая Губа

Речка Большая Крутая Губа совсем небольшая: от истока до устья всего 17 километров. Однако в долине этой небольшой водной артерии расположилось сразу два моста. Первым был построен шестипролетный арочный виадук – в 1902-1905-х годах. Туристический путь идёт параллельно ему – по более новому железобетонному мосту, созданному в середине 1910-х годов.

Читайте также: Чем Байкал привлекает всех жителей страны: достопримечательности и красивые места.

Поселок Шумиха

Вместе с железной дорогой в 1902 году у подножия Олхинского плато вырос небольшой посёлок. Строители, проживавшие в местных домах, прозвали его Шумиха в честь рек, находившихся неподалёку. Кроме природных красот, бухты и пляжа здесь путешественников встречают инженерные сооружения – мосты, галереи и подпорные стенки начала XX века. Для тех, кто захочет немного пожить в этих местах, была открыта одноимённая база отдыха.

Итальянская подпорная стенка

Пожалуй, самая фотографируемая достопримечательность Шумихи – «Итальянская стенка». Её арки и правда отдалённо напоминают архитектуру этой страны, но секрет её названия кроется в другом. Стенка была воздвигнута летом 1905 года под надзором итальянского инженера Л. Феррари. Объект так и не был достроен из-за отсутствия металла для основания опоры.

Тоннель № 9-бис

Тоннели Кругобайкальской железной дороги – отдельная и очень интересная история. Тоннель № 9-бис, который первым встречается на классическом маршруте, был открыт чуть позже основной ветки – в 1914 году. Его длина – почти полкилометра, ширина – 9 метров, подземный путь проходит в скале около бухты Берёзовой. В наши дни сохранился лишь один портал тоннеля – култукский, второй – иркутский – разрушился под влиянием естественной среды в 1971 году. Из подземелья пробит ещё один ход – боковой, где расположена смотровая площадка с видом на бухту и Галерею № 6.

Мыс Киркирей

Ещё один природный уголок вдоль Кругобайкалки – великолепный мыс Киркирей. Чтобы обойти его скалистый утёс, в начале XX века инженеры проложили два тоннеля: первый стал быстро деформироваться, из-за чего специалисты решили перенести подземную линию ещё дальше от берега. Именно этот тоннель №18-бис сохранился в наши. Также этот отрезок известен тем, что здесь ЖД состыковалась с Транссибом.

Шабартуйский комплекс

На 130 километре пути туристам встретятся ещё два уникальных сооружения. Первое – железный мост, созданный по типу «езда по верху», с пролётами между опорами, высота которых – около 40 метров. Рядом – двухпролётный виадук с арками, выстроенной из железобетона.

Старая Ангасолка

Официальное название деревни-станции – посёлок Ангасольская, но после основания в 6 километрах от него ещё одной Ангасолки местные были вынуждены по-своему обозначить эти два поселения. Сейчас здесь проживает всего около двадцати человек. Тем не менее, в Ангасолке есть дом-музей художника Николая Константиновича Рериха, альпинистский лагерь, природные достопримечательности – Птичий Базар и Тёмная Падь.

Станции Кругобайкальской железной дороги

На современной Кругобайкалке оборудовано около двадцати станций, однако чаще всего внимание путешественников останавливается на семи из них.

Порт Байкал

Станция Байкал является начальной точкой туристического маршрута по КБЖД. До 1956 года отсюда можно было добраться до Иркутска, а деревня находилась на 72 километре пути. Из-за строительства ГЭС железнодорожная ветвь стала тупиковой, а порт Байкал превратился в островок уединения. Гости посёлка могут посетить Музей Кругобайкальской железной дороги, маяк и церковь Преображения Господня.

Станция Хвойная

Через 26 километров поезд прибывает на станцию Уланово, которая до 1933 года называлась Хвойной. В момент строительства КБЖД здесь проживало более 100 человек, а после некоторого запустения на месте поселения была открыта турбаза «Хвойная». Ещё одна местная достопримечательность – сохранившееся водоподъёмное здание.

Остановка Маритуй

На 119 километре – остановка возле села в устье реки Маритуй. Поселение образовалось в момент строительства дороги, и кроме времянок со временем в деревне возникли хлебопекарня, молочная ферма, магазин, а к 1950-ым открылись школа и интернат. После строительства ГЭС большая часть жителей покинула эти места, поэтому Маритуй выглядит немного запустело, но сохранившаяся станция была полностью отреставрирована.

Комплекс Киркирейский

Туристический поезд обязательно останавливается около легендарного тоннеля №18-бис, который стал местом присоединения ветви к Транссибирской магистрали. У путешественников есть возможность заглянуть в старую подземную часть, которую быстро перестали эксплуатировать из-за деформаций, разглядеть своды тоннеля и пятна сажи, оставленные первыми паровозами.

Поселок Ангасолка

Одна из самых долгих остановок – в посёлке Ангасолка, и это неспроста. С вековых виадуков, по которым можно прогуляться, гостям открывается невероятный вид на озеро и горы. Также в шаговой доступности – несколько тоннелей и инженерных галерей. В самом поселении тоже есть на что посмотреть, и в первую очередь это культурно-выставочный центр им. Н.К. Рериха, который побывал в этих краях в 1926 году во время Центрально-Азиатской экспедиции.

Село Култук

С первых секунд станция Култук покоряет сердца туристов: здесь расположено множество интересных исторических построек, которые после реставрации создают непередаваемую атмосферу. Гости могут заглянуть в здание РЖД или в деревянную церковь неподалёку. А само село Култук – намного старше КБЖД, ведь это – первое поселение русских на южной стороне Байкала, существующее с 1647 года.

Слюдянка

Слюдянка – небольшой иркутский город с населением 18 тысяч человек и финальная точка маршрута. Туристический поезд останавливается на одной из трёх станций – Слюдянка II, с красивым мраморным вокзалом. Совсем рядом с остановкой находится Шаманский мыс, где романтики так любят встречать рассветы. Известно это место и уникальными археологическими находками.

Экскурсия

Отправиться в путешествие вдоль Байкала можно на современном электропоезде с двумя классами комфорта или на ретро-поезде с паровым локомотивом. Вариантов экскурсий также два:

  • Классический маршрут. Экскурсия по Кругобайкальской железной дороге из Иркутска. Поезд следует с центрального ЖД-вокзала без остановок до Слюдянки, где в течение получаса пассажиры могут погулять около вокзала – местной достопримечательности. Следующие шесть часов по КБЖД – экскурсионные, с остановками около достопримечательностей. Конечный пункт – «Порт Байкал», где экскурсанты гуляют по поселению, а после на пароме отправляются в Листвянку, где их ждёт трансфер до Иркутска (конечная – сквер Кирова). Весь путь занимает около 12-13 часов.
  • Зеркальный маршрут. Начинается также с трансфера Иркутск – Кругобайкальская железная дорога. Автобус идёт от драматического театра им. Охлопкова до Листвянки. После переправы в Порт Байкал, посещения музея и интересных туристических точек экскурсантов приглашают в поезд. Во время следования по КБЖД также будет несколько длительных экскурсионных остановок с осмотром достопримечательностей и рассказом гида о них. Конечная станция – Слюдянка, откуда после прогулки туристы поездом возвращаются в Иркутск.

Расписание экскурсий

Информация о расписании экскурсий обновляется ежемесячно и зависит от возможностей организаторов и иных условий. На данный момент (сентябрь и октябрь) классический маршрут действует еженедельно по воскресеньям, зеркальный – еженедельно по понедельникам. Если вы планируете попасть на туристический маршрут в другое время, необходимо заранее связаться с сотрудниками тура «Кругобайкальская железная дорога» – расписание, цены, детали экскурсии можно уточнить у них или на официальном сайте.

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector